Диабет 1 типа | Диабет 2 типа | Диагностика | Лечение | Мониторинг | Люди | Диабетические рецепты | Худеем правильно | Фитнес

Архив журнала

Подписка на новости журнала

E-mail:
Банер-подписка-лето.jpg

Баннер-читайте в номере-лето.jpg

Научите учителя

Научите   учителя

Особенности школьной жизни ребенка с диабетом

Школьным звонком осень врывается в нашу жизнь. Наверное, в каждой семье, где есть дети-школьники, с началом учебного года появляется много новых забот и тревог: как будет учиться ребенок, как сложатся отношения с преподавателями и ребятами? Но во много раз больше тревог по поводу школы у родителей, чьи дети больны сахарным диабетом. Нелегкие вопросы появляются на каждом шагу, особенно если ребенок заболел совсем недавно.
Как совместить диабет и школу? Что делать, чтобы уровень сахара в течение всего учебного дня оставался нормальным, а отношения с учителями и одноклассниками – хорошими?

Я  мечтала, чтобы сын учился в элитной английской спецшколе, которую в свое время закончили мы с братом, – рассказывает Анна, мама девятиклассника Даниила. – Но я боялась, что диабет, которым Даня заболел в шесть лет, может напугать учителей и они будут искать повод избавиться от нас. Поэтому о том, что у сына диабет, знала только директор школы, которая когда-то была моей классной руководительницей. Ради учебы ребенка пришлось оставить работу, ведь первые классы я дежурила у школы, чтобы тайком на переменке сделать сыну укол, измерить сахар, покормить его. Хорошо, что тогда уроков было мало».
Правда, большинство опрошенных мною родителей рассказывают учителям о диабете ребенка. Например, Елена, мама 13-летней Кристины, вспоминает, что в школу, узнав о диагнозе, ее дочь приняли без особой радости. «Мне медсестра сразу сказала, что никаких инъекций она делать не будет. Она, мол, бывает редко, и дел у нее и без нас много, – вздыхает Елена. – Я тоже приходила первое время на переменах, делала уколы, но при этом классная руководительница очень мне помогала. Иногда даже вызывала меня на урок, когда ей казалось, что Кристина как-то не так выглядит».

«Жизненно необходимо, чтобы педагоги знали о диабете у ребенка, – говорит Светлана Соннова, врач и мама двух девочек с сахарным диабетом 1 типа. – Ведь гипогликемия может случиться на уроке, когда просто никто не поймет, в чем дело, и не будет знать, что делать. У нас абсолютно все учителя обеих дочерей были в курсе. И они благодарили за то, что мы предупредили их, рассказали, что делать в случае «гипо». В старших классах я каждому учителю в кабинет привезла по коробке сахара. И при этом дети, конечно, носили с собой соки, глюкагон.
Школа ставит перед семьей ребенка с диабетом несколько серьезных задач. Во-первых, надо как-то совместить учебное расписание с инсулинотерапией и режимом питания.

«Тут многое зависит от того, в каком возрасте заболели дети, – считает педиатр Наталия Евгеньева. – Если это случилось в раннем детстве, то родители берут на себя ответственность за соблюдение всех предписаний врача. И потому такие ребята в школе менее ответственны, по-прежнему ждут помощи родных. Если ребенок заболел в восемь лет или позже, то он довольно быстро начинает сам делать инъекции, измерять свои сахара,
считать хлебные единицы. По моим наблюдениям, эти дети более мотивированы на борьбу с диабетом, чем заболевшие очень рано».
Чтобы показатели сахара в крови были хорошими, как показывает практика, лучше, если первый завтрак ребенок съест  дома. Второй – с подколкой инсулина, между занятиями. К сожалению, завтраки, которыми сейчас кормят в младшей школе, чрезмерно переслащены. «У моих детей после этих завтраков очень часто бывали повышенные сахара», – замечает доктор Соннова. Поэтому лучше в младших классах давать с собой ту еду, хлебные единицы в которой уже посчитаны взрослыми. Это может быть, например, бутерброд или яблоко.

«Главное во время школьных занятий – постоянно держать связь с ребенком, – советует Светлана Соннова. – Мне дочери всегда присылают эсэмэски с сообщением о том, какой у них сахар, сколько единиц укололи. При этом старшая уже ездит далеко в университет, и, слава Богу, никаких происшествий, связанных с диабетом, за все годы учебы не было ни у нее, ни у младшей.
Педагоги вашего ребенка должны понимать, что ему нужно делать инъекцию инсулина и принимать пищу в определенное время – независимо от того, в каких обстоятельствах он находится (в классе, на экскурсии или на экзамене). Задача родителей – как можно яснее донести эти принципы жизни с диабетом до учителей.            
И конечно, следить за тем, чтобы у ребенка всегда были с собой глюкометр, инсулин и еда.

«Бывают застенчивые ребята, которые стесняются лишний раз привлекать к себе внимание, отпрашиваясь в туалет или доставая перекус, даже если они чувствуют приближение гипогликемии, – рассказывает Наталия Евгеньева. – И тут перед родителями встает второй тип проблем, связанных с диабетом, – психологические. Особенно тяжело приходится ребятам, которые заболели недавно. Жизнь по новым правилам – с ежедневными уколами инсулина, регулярным измерением сахара, ограничениями в еде – кажется им страшной. И непонятно, как воспримут их состояние ровесники. Тут крайне важна поддержка родных, друзей, учителей. Необходимо, чтобы ребенок был вовлечен в жизнь класса, чтобы он чувствовал себя нужным и важным.
Постепенно дети привыкают к новому образу жизни в школе. При этом младшим школьникам крайне важно, чтобы учителя и ребята спокойно, с пониманием воспринимали особенности их поведения, связанные с болезнью. Куда сложнее с детьми постарше. В подростковом возрасте они часто начинают бунтовать не только против контроля родителей, но и против самой судьбы. Они словно пытаются проверить возможности своего организма, словно надеются, что отрицанием смогут избавиться от болезни. Подростки с диабетом нередко начинают экспериментировать с алкоголем, не соблюдают диету, забывают или специально не делают уколы. А ведь в этом возрасте и так происходит перестройка всех систем, и организму приходится очень нелегко. Поэтому именно у подростков нередко возникают поздние осложнения диабета.

«Чтобы этого не произошло, у нас шли бесконечные беседы, – вспоминает Светлана Соннова. – Мы без критики, спокойно и трезво обсуждали все проблемные моменты. Если у кого-то из дочерей были плохие сахара, мы всей семьей искали причины, почему это произошло».
Говорить или нет о диабете одноклассникам – еще одна сложная «школьная» задача. Мудрые родители считают, что лучше пусть данный вопрос решают сами дети.
«У моей старшей дочери о ее болезни знают только самые близкие друзья, – продолжает Светлана Соннова. – А вот у младшей – весь класс. И все относятся с пониманием и поддержкой». Тут важно, как сам ребенок воспринимает свою болезнь. Если стесняется, стыдится, то и окружающие будут как-то не так реагировать на это заболевание.
Светлана вспоминает, что недавно ее младшая дочь Соня вместе с подружками пошла в кафе, а там выяснилось, что она забыла инсулин дома. Пока Соня ходила за ним, девочки решили ждать ее, из солидарности не притрагиваясь к заказанным блюдам.

«Замечал, что у многих родственников возникает очень сильное чувство вины из-за того, что их ребенок заболел, – говорит врач-эндокринолог Александр Пархоменко. – Поймите, возможность заболеть диабетом есть у 30% людей в мире. А заболевает им где-то 3–6%. На то, будет у человека диабет или нет, влияет огромное количество внешних обстоятельств, специфических изменений иммунитета и пр. Так что можно сказать, что сахарный диабет у вашего ребенка – это воля случая. И основной принцип воспитания таких детей ничем не отличается от общего правила: давайте ребенку больше заботы и внимания, а не жалости и вседозволенности».

10  советов родителям

телю о диабете. Расскажите о том, что нужно делать в случае гипогликемии: напоить ученика сладким соком или пепси-колой, или дать ему три таблетки глюкозы по 5 грамм. Обычно состояние «гипо» проходит через 10–20 минут. Для закрепления эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь съел: печенье, бутерброд, яблоко. Все это должно быть у него в портфеле.

Объясните учителю, что если больной диабетом ребенок после гипогликемии решил поесть в столовой или дома, то отпускать его можно только с сопровождающим.

Обязательно расскажите учителям, что делать, если ребенок все-таки потерял сознание: немедленно позвать медсестру и вызвать скорую. И ни в коем случае нельзя вливать больному в рот какой-то напиток – ребенок может просто захлебнуться.

Объясните ребенку, что для сохранения его жизни ему лучше сообщать окружающим (или хотя бы учителям) о диабете. Лучше рассказывать кратко, без подробностей, делая упор на том, «как поступить, если мне будет плохо».

Пусть ребенок носит с собой в школу, на дополнительные занятия и сахар (лучше сахарный песок в небольших, одноразовых упаковках), и глюкагон, и сок.

На физкультуру ребенку надо дополнительно давать какой-нибудь сок или еще что-то сладкое. Расчет обычный, как на любую физическую активность: 1 ХЕ на полчаса упражнений. А вот на лыжных занятиях или в бассейне лучше, если ребенка будет сопровождать кто-то из родных. Ведь учитель или тем более ученики не всегда могут заметить изменившееся состояние такого ребенка.

Больной диабетом ученик имеет право на дополнительный выходной день. При необходимости он может не посещать школу в какой-нибудь будний день. Если нужно, такой ребенок имеет право обучаться на дому.

Ребенок с диабетом может быть освобожден от экзаменов – от всех или частично.

Несмотря на свое заболевание, ребенок с диабетом может и должен участвовать в обычной жизни класса. Психологически комфортная среда – один из важных факторов поддержания здоровья.

Обязательно почаще обсуждайте с ребенком, как важен самоконтроль диабета и как часто необходимо измерять сахар крови в школе и при физических нагрузках.



Назад в раздел

Читайте также:

Советы специалистов

Колонка редактора

Раздел не найден.

sm-pleshakova.jpgРискните... жить!
Как писал Сартр, «свобода – это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». Да, мы – люди, и имеем свои ограничения, тем более наши заболевания не дают забыть об этом. Но что мы делаем со своей неидеальностью?
Издатель ООО "Диа Медиа"
Использование материалов, опубликованных на сайте, допустимо только при наличии письменного разрешения редакции и активной ссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
тел. +7 (495) 984-30-45
Разработка сайта, продвижение сайта - Импет Создание и
поддержка сайта